Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. М. Горький

Алена Хуранова

Недавно я читала рассказ «Зоя» автора Сергея Алексеева. Главным героем была Зоя. Зоя Космодемьянская. Вот что с ней произошло. Зоя тогда училась в школе. Когда враг начал наступать, Зоя вступила в партизанский отряд. Много жителей Подмосковья тогда ушли на фронт.

            В отряде полюбили Зою. «Партизанка Таня» так звали ее в отряде.

            Однажды в селе Петрищево остановился большой фашистский отряд. Ночью Зоя прошла в село и перерезала все телефонные провода, а затем подожгла дома, где остановились гитлеровцы. Через несколько дней Зоя вернулась. Враги схватили партизанку. Зою допрашивали, начали избивать. Требовали, чтобы она ответила на все вопросы. «Нет. Не скажу. Не знаю» -отвечала девушка.  

            Ночью Зою пытали, но она ничего не выдала. Утром Зою повели на казнь. Девушку повели к виселице. Туда согнали всех жителей. Последняя минута жизни… Кто-то из фашистов начал фотографировать коменданта и он остановился. В это время… «Товарищи, - сказала Зоя, - не бойтесь! Будьте смелее, бейте, жгите фашистов! Это счастье – умереть за свой народ! – она повернулась и прокричала своим мучителям: «Нас всех вы не перевешаете, все равно победа будет нашей!» комендант подал рукой сигнал…

            Этот рассказ стал мне интересен тем, что здесь рассказывается о подростке, ведь Зоя еще училась в школе, когда началась война. Я бы хотела отметить еще один эпизод. Девушка сказала «будьте смелее», она говорила это без какого-то страха, считала счастьем, умереть за свой народ.

             Почему она пошла в партизаны? Я могу высказать свое мнение. Она хотела встать на защиту своего народа. Если вы перечитаете книгу, то услышите ее фразу «Это счастье – умереть за свой народ!».

            Этот рассказ заставил меня задуматься о том, что нужно до конца оставаться верным своей Отчизне. Если честно, то я, наверное, не смогла бы так смело и четко сказать все в глаза фашистам. Мне бы не хватило смелости.

            Кому бы я посоветовала прочитать этот рассказ? Моим одноклассникам и ровесникам.

Ярослав Прудников

            Я читал рассказ о Юте Бондаровской. Эта смелая синеглазая девочка встретила войну случайно, ехав из родного Ленинграда в деревню под Псковом. Она сразу стала помогать партизанам. Сначала она была связной, потом разведчицей. Юта собирала информацию о фашистах, их штабе и защите. Но и радовалась она на войне когда прорвали блокаду родного города – Ленинграда. Но, к большому сожалению всех, девочка не дожила до конца войны – она умерла в бою у эстонского хутора Ростов.

Я думаю, что эта книга интересна тем, что не всякая девочка станет биться за Родину, таких мало. Но Юта пошла в бой! В этом рассказе мне понравился один эпизод: «Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Юта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде…». Но у меня есть один вопрос: «Почему Юта пошла в партизаны?» Здесь надо порассуждать. Может быть, ей нравилось сражаться? Она хотела стать известной? Нет, она хотела защитить свою Родину, она верила, что Советский Союз выдержит удар Германии, и будет биться до последнего… а как бы я поступил на ее месте? Я бы взял эту сложную, ответственную работу и также сражался до последней капли крови. Кому бы я посоветовал почитать эту книгу? Людям энергичным, как Юта, знающим, что такое война, а значит, не первоклассникам.

Семен Мосиелев

Я прочитал рассказ Сергея Петровича Алексеева «Капитан Гастелло». Главный герой – летчик, капитан Николай Францевич Гастелло. Летчик вел самолет на боевое задание. Сбросив бомбы на скопившиеся на заправке немецкие тайны, а, расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину. Гастелло не стал катапультироваться, а развернул горящий самолет и повел в самую гущу немецких танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи.

            Рассказ интересен тем, что во имя жизни других людей капитан Гастелло совершил подвиг. Это было проявление истинного патриотизма – отдать свою жизнь.  Я не знаю, как поступил бы я. Сейчас я еще ребенок, но ясли бы я был взрослым и мне надо было бы спасать своих родных и близких, я, надеюсь, поступил бы также.

Майя Кефер

У Михаила Зощенко есть серия рассказов о войне. «Рассказы разных лет», так она называется. В книге много рассказов со смешными эпизодами. Один из них – это смешной рассказ про командира одного фашистского отряда, который хотел быть похожим на Гитлера. Но зачем? Зачем ему такая схожесть с их главнокомандующим?

Сейчас я расскажу интересную часть этого маленького рассказа: «Мы думали, что подбили самого Гитлера! Но он не подавал никаких признаков командира всех фашистов, шел за остальными солдатами смирно, по струнке. Командир полка спрашивает «Гитлера»:

- Вы кто? Что за птица?

- Я не Гитлер, я ефрейтор шестого гренадерского полка.

А наш командир спрашивает:

- Это Вы нарочно,  так загримировались или это Ваша природная наружность?

- Нет, это я хотел, чтобы меня все боялись… Или лишний раз награждали …

- уведите это историческое чучело! – сурово сказал командир (если честно, то наш командир тоже чуть-чуть был в нравах как Гитлер).

Его увели к остальным пленным. Когда его отпустили, он сразу закричал на остальных солдат, но они его приказа не послушались, а один подошел и ударил по затылку, сказав: «Капут, тебе, Гитлер!»

                Когда я прочитала рассказ, я сначала не поняла тех строчек в ответе ефрейтора, а потом построила план рассказа и додумалась.

                Эта книга интересна тем, что в ней интересные и веселые рассказы, но она заставляет задуматься о том, что даже в трудной ситуации нужно жить обычной жизнью, шутить, думать о будущем, каким оно будет, что может случиться и уметь находить капельку веселья во всем.

              Если бы я была автором с которым все это происходило, то я бы вмешалась в разговор. Уж очень быстро, на мой взгляд его отпустили. Почему не допросили? Если он очень хорошо рассказал о схожести: зачем да почему. Наверное, потому что командиру на нервы действовал этот ефрейтор. А может быть, побоялись, что он доложит «своим»?

В общем, мне книга понравилась. И я предлагаю почитать эти рассказы Вам самим. Утверждаю, не останетесь равнодушными! У каждого рассказа указана дата, я думаю, это лучше помогает понять где и при каких обстоятельствах это происходило.

Полина Иванькина

        Я прочитала рассказ Бориса Никольских "Саша Бородулин". Главный герой - это Сашка, очень отважный и смелый мальчик. Все началось с того, что однажды утром мальчик увидел немца, тот умывался у них во дворе. Его мать сильно испугалась, немец требовал воды. Мать быстро засуетилась, она боялась за сына. Вечером Саша залез на чердак, там валялась найденная винтовка. Он собрался, сообщил родителям что уходит. Мама очень сильно беспокоилась за него, но он пошел на поиски партизан. Три дня он бродил и искал их, но не нашел. За это время он видел много немцев, и в одного выстрелил. И вот, он нашел партизан, началась его партизанская жизнь. Мальчик был хорошим бойцом. Однажды, в последней битве...они были на разведке, команда пошла вперед, а он с командиром остался отстреливаться. Командир погиб, Саша остался один. Немцы окружили его, он понял, что возможно это его последние минуты. Саша вынул гранату, он верил, что граната его не подведет. Немцы совсем осмелели, Саша решился. Раздался взрыв, враги погибли, и Саша тоже.

Вот таким отважным он был. Рассказ очень интересен, все битвы в которых Саша участвовал, описаны интересно и захватывающе. Но последняя битва...я аж вздрогнула. Меня восхитила его смелость...он не остался дома, он пошел к партизанам! Биться за свою Родину! Но почему же он пошел к партизанам? Он хотел отомстить немцам. Ведь на войне погиб его старший брат. Во мне бы тоже было чувство мести, но мне было-бы страшно. Ему надо было отомстить, победить их. Расстрелять хотя бы одного, чтобы они знали, как трудно потерять дорогого человека. Я бы тоже пошла к партизанам, тоже начала мстить. Но во мне есть страх, страх умереть и никогда не увидеть маму, папу и дорогих мне людей. Рассказ очень поучителен, но я думаю, что читать в первых классах такое не стоит. Если мне было страшно и больно за партизан...думаю класса со второго-третьего это НУЖНО читать. Ведь нужно знать историю, знать тех, благодаря кому мы сейчас живем. Этих людей надо очень сильно ценить, если бы не они, Вы бы сейчас не мирно бегали глазами по строчкам, не читали этот рассказ в котором я рассказала о тяжелом времени войны. Вы бы жили ужасной тяжелой жизнью. Война - ужасное время!

Лиза Гродзевич

В рассказе автор повествует о том, что в первую послевоенную весну встретил солдата с мальчиком. Солдат, за короткое время, пока они курили, на переправе рассказал историю из своей жизни в период до и во время войны. На фронт его провожала семья: жена, сын и две дочери. А в итоге жена и две дочери погибли от немецкой бомбы. Сын погиб в День Победы 9 мая – его застрелил немецкий снайпер. Также рассказал солдат о том, как он попал в плен к немцам и как бежал оттуда, прихватив с собой немецкого майора. После войны солдат вернулся в родной город, от его дома осталась одна большая воронка. Как-то раз он встретил парнишку – сиротку, грязного и голодного, у него погибли все родные. Солдат сказал ему: «Я твой папа». Мальчик кинулся к нему на шею и заплакал. Этот трогательный момент поразил меня тем, что солдат, потеряв свою семью решил помочь одинокому ребенку обрести родного человека.

Какую же роль сыграла война в судьбе солдата? С одной стороны, у него погибли все родные, с другой – он обрел сына Ванюшку. Эта книга заставила задуматься как тяжело людям во время войны, как хорошо, когда мир на земле.

Мне кажется, что я бы не смогла совершить такой подвиг, как солдат рискуя своей жизнью захватить в плен немецкого майора. Я бы посоветовала эту книгу всем подросткам, потому что в короткой  истории о судьбе человека читается тяжелое военная жизнь, горькая потеря близких и одновременно совершение героических поступков.

Сегодня я прочитал рассказ «Задание выполнено!». Автор этого рассказа О. Васильева. Главный герой рассказа двенадцатилетний мальчик Геня. Событие происходили в годы Великой Отечественной войны в партизанском отряде. В начале войны Геня увидел, как расстреляли его папу, а сестру замучили до смерти. Мальчик решил мстить врагу. Он стал партизанским связным. Геня попал в плен и успешно бежал из него. Выполняя задание, он героически погиб. Мне понравилось, как Геня пожертвовал собой ради страны. Почему Геня пошел в разведчики? Он хотел отомстить за родных и за Родину. Эта книга заставила меня задуматься: когда идет война дети должны воевать или прятаться? Я думаю, что защищать свою Родину очень почетно.